Детский сад "Лесная сказка" Группа №2 "Колобок"
Дидактические игрыДидактические игры по теме «Осень»
«Почтальон принеспосылку» Цель:Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Материал:фрукты, овощи коробка. Описание.Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку.В посылке разные овощи, фрукты. Дети разглядывают и описывают, что принеспочтальон. Остальные дети отгадывают.
«Угадай, что в мешочке» Задачи:учить детей узнавать предметы по характерным признакам; развиватьпамять, образное мышление. Материал:муляжи: овощи и фрукты. Воспитательпредлагает каждому по очереди к угадать на ощупь, какой предмет в мешочке. Ктоправильно угадает получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всех фишек.
«Угадай, что в руке» Цель: Учитьузнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов. Материал:муляжи овощей и фруктов. Описание: Детистоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает вруки детям овощи и фрукты. Затем описывает один из овощей, фруктов. Дети,которые определи у себя такой же овощ или фрукт, показывают остальным ребятам –все определяют верно или нет.
«Собери листочки» Цель:развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; развиватьмышление, внимания, творческое воображение. Описание:Воспитатель предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания,что листочки разного цвета и величины. - «Подулсильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе с ребенкомсложить части листьев, чтобы получились целые. «Опиши, а я угадаю» Цель: Учитьдетей классифицировать овощи и фрукты по их признакам. Задание:выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросывоспитателя. Игровоедействие: загадывание воспитателю загадок. Игровыеправила: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателяследует четко и определенно. Материал:Овощи и фрукты раскладывают на столе, стул воспитателя стоит так, чтобы предметему не был виден. Описание: Изовощей, что лежат на столе, необходимо выбрать один. Затем, надо задаватьвопросы в определенной последовательности: Какой по форме? Какого цвета? и. т.д. Детиподробно отвечают на вопросы, после того как ребята расскажут о характерныхпризнаках предмета, воспитатель называет что это.
«Собери листочки» Цель:развиватьу детей конструктивные навыки, зрительное внимание; развивать мышление,внимания, творческое воображение.
Описание:Воспитатель предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания,что листочки разного цвета и величины. - «Подулсильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе сребенком сложить части листьев, чтобы получились целые.
«Покажи листочек» Цель: учить детейпоказывать листочки по слову, обозначающему цвет и размер. Закрепить умениедетей различать и называть цвета; закрепить понятия «большой», «маленький». Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку найти листочек с определенным цветом и размером. - «Покажибольшой красный листочек». - «Покажималенький зелёный листочек» и т. д.
Дидактическая игра «Волшебный сундучок» Задачи: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; развивать память, образное мышление. Материал: муляжи: овощи и фрукты. Воспитатель предлагает каждому по очереди к угадать на ощупь, какой предмет вмешочке. Кто правильно угадает получает фишку. Побеждает тот, у кого большевсех фишек.
«Найди пару». Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорногопризнака цвета или величины; развивать зрительное восприятие. Ход игры: Взрослый предлагает детям рассмотреть листочки, просит назвать цвет. Затемпредлагает детям подобрать пары цветных листочков. Усложнение: берется от 4 - 8 листочков.
«Найди лишний листочек» Цель: развивать зрительное внимание и мышление, логику детей. Ход игры: Взрослый предлагает ребенку выбрать лишний листочек. Перед ребенкомвыкладываются листочки, объединённые по какому-то признаку, например, повеличине или цвету, один из них не обладает таким признаком и является лишним.
«Что изменилось? » Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, речи,обогащение словаря. Ход игры: Взрослый раскладывает на столе несколько листочков. Ребенку предлагается закрыть глаза. Взрослый убирает или меняет местамилисточки. – «Что изменилось? ». Предложить ребенку рассказать об изменениях.
«Узнай по вкусу» Цель: Закрепить знания детей о северных ягодах. Датьпредставление о питательной ценности этих ягод и их использовании. Материал: на подносе в керамических вазочках (непрозрачных)ягоды (не варенье), чайные ложки по количеству детей. Описание. Дети с закрытыми глазами пробуют ягоды (по одному виду)
«В зимней столовой» Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и ихназвания. Развивать умение подражать их повадкам. Материал: силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка. Описание. Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращаетвнимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее ипоказать, как она кричит. дети называть птиц, подражают их звукам, изображают,как они летают, прыгают.
«Ветвистые рога» Цель: Закрепить знания детей об особенностях (форме) оленьихрогов. Материал: фланелеграф, силуэты оленьих рогов, рога с разнымколичеством веток-отростков, обозначены цифрами. Описание. Дети считают количество отростков. Кто быстрее назовет самыеветвистые рога. Победивший подходит к фланелеграфу, проверяет, считают вместе. «Где спряталась матрешка» Цель: Закрепить у детей названия растений, воспитыватьлюбознательность, находчивость. Описание. Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы онибыли, хорошо видны и к ним можно было легко подойти, одному из детей завязываютглаза платком. воспитатель прячет матрешку под растением. ребенка освобождаютот платка, он находит матрешку и говорит название растения.
«Какая это птица» Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издаютптицы, учить четко, произносить звук «Р». Материал: красочные изображения птиц. Описание. Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает удетей, кто так кричит, дети угадывая, выбирают соответствующую картинку ивыставляют ее на панно.
«Угадай, чей хвост» Цель: Развивать способность анализировать, закреплять умениеразличать и называть животных. Материал: вырезанные из картона изображения мордочек ихвостов различных животных. Описание. Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, азатем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое»животное и подобрать для него подходящий хвост.
«Угадай, что в руке» Цель: Учить узнавать названный предмет с помощью одного изанализаторов. Материал: муляжи овощей и фруктов. Описание. Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной.Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один изовощей, фруктов. Дети, которые определи у себя такой же овощ или фрукт, посигналу подбегают к воспитателю.
«Кто во что одет» Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных попокрову тела (перья, чешуя, шерсть). Материал: большие карты с изображением моделей покрова телаживотных, картинки животных. Описание. Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделейпокрова тела животного, затем ведущий достает по одной маленькой картинке сизображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают ими пустые квадраты всоответствии с моделью
«Кто где живет» Цель: Закреплять умение систематизировать животных по средеобитания. Формировать навык пользования моделями. Материал: большие карты с изображением разных сред обитанияживотных, с изображением животных. Описание. Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображениеммоделей различных средств обитания животных (вода, воздух, земля), затемдостает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, дети закрываютпустые квадраты в соответствии с моделью.
«Кто какдвигается» Цель: Закрепить умение детейсистематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники) Материал: большие карты с изображением моделейспособов передвижения животных, картинки животных. Описание. Ведущий раздает большие карты с изображением моделей органов движенияживотных (ноги, крылья, плавники), затем достает маленькие картинки сизображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают пустые квадраты в соответствии смоделью.
«Почтальон принес посылку» Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их поописанию. Материал: фрукты, овощи коробка. Описание. Воспитатель приносит в группу коробку и говорит,что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи, фрукты. Дети разглядываюти описывают, что принес почтальон. Остальные дети отгадывают.
«Подскажи словечко» Цель: Развивать находчивость, быстроту реакции. Описание. Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Ктоошибается, тот отдает фант. Выигрывает сохранивший все фанты. В: Ворона каркает, а сорока? Д.: Сорока стрекочет. В: Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? и т. д.
«Знаешь ли ты…» Цель: Обогащать словарный запас детей названиями животных,закреплять знание моделей. Материал: Фишки Описание. В первом ряду – звери, во втором – птицы, втретьем – рыбы. в четвертом – насекомые. Играющие поочередно называют сначалазверей, затем птиц и т. д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд.Выигрывает выложивший больше фишек. выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. птиц и т. д.ь знание моделей. е квадраты в соответствии с моделью. емля) «Найди пару» Цель: Развивать быстроту мышления, слуховое внимание,сообразительность. Игровое действие: поиски похожего предмета. Искать пару только по сигналу. Материал: листья трех – четырех деревьев в соответствии сколичеством детей
«Опиши, мы отгадаем» Цель: Учить детей классифицировать растения по их признакам. Задание: описать предметы и найти их по описанию. Описание. Ребенок выходит за дверь, а остальные детисоставляют описание одного из овощей или фруктов. Водящий возвращается, один изребят рассказывает о характерных признаках плода, который надо узнать иназвать.
«Расскажи бес слов» (с элементами пантомимы) Цель: Закреплять представления детей об осенних изменениях вприроде. развивать творческое воображение, наблюдательность. Описание: дети собираются в круг, воспитатель встает всередину круга. он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица,жестами рук, движениями. Задание 1. Показать, что стало холодно. (дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки ишарфы) З. 2. Показать, что идет холодный дождь. (дети открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся подкрыши.) З. 3. Показать, что вновь светит солнышко. (дети прыгают, бегают, веселятся.) З. 4. Показать, что дует сильный ветер. (дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.) З. 5. Усложнение, предложить одному ребенку показать какимбыл прошедший день по погоде. Остальные должны отгадать. «Опиши,а я угадаю» Цель: Учить детей классифицировать овощи и фрукты по ихпризнакам. Задание: выделить и назвать характерные признаки предмета вответ на вопросы воспитателя. Игровое действие: загадывание воспитателю загадок. Игровые правила: нельзя называть то, что описывают. Отвечатьна вопросы воспитателя следует четко и определенно. Материал: Овощи и фрукты раскладывают на столе. стулвоспитателя ставят. чтобы растения ему не были видны. Описание: восп. детям: «Из овощей, что лежат на столе,выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говоритеего название. Я попробую отгадать по вашим ответам». затее он задает вопросы вопределенной последовательности: 2какой по форме? Везде, как шарик? ямки есть?какого цвета? и. т. д. Дети подробно отвечают на вопросы. после того как ребятарасскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.
Словарноеупражнение «Кто знает, пусть продолжает» Вариант 1. Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова,относящиеся к данному значению. В. Насекомые – это… Д. …муха, комар,.. В. Рыбы – это… Вариант 2. Воспитатель называет видовое понятие, а дети – обобщающееслово. В. Муха, комар – это… Д. …насекомые.
Д/у «Что изменилось» В-т 1. На столе три - четыре карточки с изображениемнасекомых, рыб. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из них испрашивает: «Что изменилось?» В-т 2. На столе выкладывают пять-шесть картинок и неубираются. а меняются местами. Вопрос тот же, что и в варианте 1. Дидактическоеупражнение «Третийлишний» На карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) иодна птичка. Две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Дети должны определитькто лишний. Игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники,клюв). Словарная игра «Повторяй друг за другом» Играющий называет любое слово (или насекомое или рыбу).Например, «жук». Второй повторяет названное слово и добавляет свое (жук,комар…) Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Можно играть с одним илинесколькими детьми. Словарноеупражнение «Когда этобывает» Цель: Уточнить и углубить знания о времени года. Ход упражнения. Воспитатель называет время года (осень) и отдает фишкуребенку. ребенок называет, что бывает осенью, и передает фишку другому. Тотдобавляет новое определение осени и передает фишку третьему.
Игра «Чтохудожник нарисовал неправильно» Цель: Упражнять детей в правильном назывании цветов овощей ифруктов. учить называть ошибки, исправлять их. Оборудование: альбом художника – на одном листе овощи ифрукты, раскрашенные неправильно, на другом листе – только контуры овощей ифруктов; вырезанные из цветного картона маленькие карандаши всех цветов. Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть то, чтонарисовал художник, и найти ошибки в его рисунке. Затем предлагает взятькарандаши (картонные) и разложить на не закрашенные овощи и фрукты текарандаши, которыми нужно было раскрасить тот или иной овощ или фрукт. «Зоологическое лото» Цель: Закреплять знания детей о диких и домашних животных;воспитывать сообразительность, внимание. Описание. На карточках изображены дикие и домашние животные.Карточки разложены изображением вниз. Дети отсчитывают по 6 карточек. Положитьрядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенокпропускает ход. «Вершкикорешки» Цель: Учить детей классифицировать предметы по месту ихпроизводства. Описание. Воспитатель уточняет с детьми, что они будутназывать вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называтькорешками, а съедобный плод на стебле – вершками» Воспитатель называет какой –нибудь овощ, а дети быстро отвечают. что в нем съедобно: вершки или корешки. «Когда этобывает» Цель: Закреплять знания детей о временах года, иххарактерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость,выдержку. Описание. У воспитателя в руках несколько картинок сизображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки. (зимнийпейзаж, зимние забавы, труд детей зимой. На столе лежит стрелка. Вос – ль,раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу, тот, на кого указаластрелка, рассматривает картинку и рассказывает о ее содержании. Затем сновавращает стрелку, на кого она укажет, тот отгадывает, о каком времени года шларечь. после ответа первый играющий показывает картинку. Игра продолжается, покадети не расскажут обо всех картинках. «Загадайте,мы отгадаем» Цель: Описать дерево и узнать его по описанию. Описание. Воспитатель делит всех детей на две подгруппы.Ребята из первой команды выбирают какое – нибудь дерево и договариваются, чтобудут о нем рассказывать. Затем они описывают дерево другой подгруппе, котораядолжна узнать и назвать его. Когда задание выполнено, подгруппы меняютсяролями: теперь отгадавшие загадывают загадку. «Найди пару» Цель: Найти предмет по сходству. Описание. Воспитатель раздает по одному листику и говорит:«Подул ветерок, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегатьс листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!»каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках. Д/и «Что где растет» Цель: Закреплять знания детей о растениях; развивать умениеустанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения поместу их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления. Игровые действия: дети, соревнуясь, подбирают картинки изакрывают пустые места. Описание. Играющие получают по большой карте с разнымипейзажами; меленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего детиотбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте.Выигрывает тот. кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвалрастения. Птицы (звери, рыбы) Цель: Закреплять детей классифицировать и называть животных,птиц, рыб. Описание. Один из играющих берет в руки какой – нибудьпредмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещьсвоему соседу и сам говорит… Одну и ту же птицу нельзя называть дважды. Так же играют,называя рыб, зверей, насекомых. «Природа и человек» Цель: Закреплять систематизировать знания детей о том, чтосоздано человеком и что дает человеку природа. Описание. Воспитатель проводит беседу, Что окружающее наспредметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек имипользуется; например лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, дома, заводы,транспорт создает человек. «Что создано человеком?» - спр. воспитатель и передаетиграющему, какой – либо предмет. «Что создано природой?» «Хозяева северных просторов» Цель: Развитие воображения, творческих способностей; умениебыстро составить изображение. Описание. Командам предлагается два вида разрезных картинок,из которых нужно быстро составить изображение животного Севера, загадатьзагадку описательного характера. Лемминг – это маленький зверек, мех густой, пушистый. За нимкруглый год охотится песец. Лайка – надежный друг жителей Севера, помогает охотникам,может спать на снегу. Полярная сова – все видит, все слышит, летает бесшумно,когти острые, глаза, как желтые фонарики.. Росомаха – ее называют лесным разбойником, медведи и волкиуступают ей дорогу, может напасть на северного оленя и т. д. «Загадайте, я отгадаю» Цель: Описать предмет по вопросам взрослого. Описание. Дети загадывают загадку воспитателю – описываютдерево, отвечая на его вопросы. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол? (Высокий,толстый.) Какого он цвета?» Затем интересуется формой, плотностью, окраскойлистьев и, наконец, тем, есть ли у дерева плоды и семена, как они называются,какой они формы, величины. По ответам ребят воспитатель угадывает. что задерево они загадали. 7 декабря 2014 в 01:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.